ЖУРНАЛ «СОЦИУМ И ВЛАСТЬ» – № 4 (94) 2022
Во четвертом номере журнала «Социум и власть» за 2022 год опубликованы статьи авторов из следующих городов: Донецк (Донецкая Народная Республика), Самара, Сан-Диего (США), Тюмень, Челябинск. В номере опубликовано 10 статей.
Номер традиционно открывает рубрика «Социум», в которой представлено три статьи.
В статье Пеннер Регины Владимировны и Осиповой Любови Борисовны «ЦИФРОВЫЕ ВАРИАНТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ» представлены варианты проектирования социальной идентичности в цифровом пространстве — электронная почта и мессенджеры, контекстная реклама, социальные сети; проанализирована специфика проектирования в каждом из названных вариантов. «Размышляя о вариантах проектирования социальной идентичности в современном интернете, нужно удерживать в уме черты этого Интернета. Первая — из элитарного пространства (требование технической грамотности — знание и владение языками программирования — к пользователям сети) с применением методики Web 2.0 Интернет стал массовым, открытым и доступным для большинства. Вторая — в этом зачастую открытом пространстве у каждого есть право голоса, что реализуется авторизированным пользователем, не анонимом. ˂…˃ Третья — одновременно с тем, что Интернет может стать площадкой для громкого заявления субъекта о себе, он является пространством алгоритмизированных действий», — пишут авторы [с. 11-12].
Миляева Екатерина Галимулловна в статье «СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БРЕНДА В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ» представила специфику функционирования бренда как социокультурного феномена общества потребления в условиях цифровизации. Рассматривая функции бренда, представленные разными исследователями, автор статьи приходит к выводу, что: «большинство ˂…˃ функций могут быть объединены одним общим основанием — это в основном социальные функции бренда, которые служат способом позиционирования, идентификации, манифестации и консолидации принадлежности человека к референтной и социально-значимой группе. Рассмотрение изменений функции бренда в условиях цифровизации с позиции социально-гуманитарного и философского исследования позволит задать направления для междисциплинарного осмысления бренда не только как экономического, но социокультурного феномена, обладающего для современного человека значительным гуманистическим потенциалом для преодоления негативных последствий общества потребления» [с. 17].
Дядык Наталья Геннадьевна в статье «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ» приходит к мысли, что в качестве основных ценностей цифрового поколения следует рассматривать материальную обеспеченность, свободу, самовыражение, любовь. «Резюмируя эмпирические и теоретические данные, полученные нами в ходе исследования, мы можем сделать следующие выводы о смысложизненных ориентирах цифрового поколения. Студенческая молодежь цифрового поколения в большей степени ориентирована на свободу и проявление индивидуальности, которое осуществляется по вестиментарному типу. Молодежь выбирает преимущественно виртуальный локус самовыражения в силу его доступности и безопасности», — отмечает автор [с. 32].
В рубрике «Экономика и управление» опубликована статья Градинаровой Арины Александровны «ОСОБЕННОСТИ АЛЛОКАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ ДЛЯ ОСОБЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)», в которой выявлены особенности реализации аллокационной функции публичных финансов в регионах с особым режимом функционирования (на примере Донецкой Народной Республики, где особая военная и политическая ситуация, мобилизационный тип экономики, переходный период в связи с встраиванием Республики в систему федеративных отношений РФ) с целью совершенствования системы управления публичными финансами подобных регионов. В заключении автор отразил, что «в условиях усиления роли публичных финансов не только в обеспечении экономического развития страны, но и в посткризисном восстановлении и стабилизации деловой активности, важное значение приобретает реализация аллокационной функции публичных финансов. Использование результатов исследования позволит на практике реализовать аллокационную функцию публичных финансов, что повысит действенность и прозрачность формирования финансовых ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях с целью оказания услуг по совместному потреблению общественных благ (оборона, социальная сфера, образование, здравоохранение и т. д.) в рамках государственных и муниципальных полномочий на территории республики» [с. 43].
Рубрика «Культура» содержит две статьи.
Соловьева Светлана Владимировна в статье «ВОЙНА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОРЯДКА» показала связь порядка войны с фундаментальными основаниями общества и культуры на разных этапах исторического развития. Автор отмечает, что «современность пребывает в состоянии изменения и перехода: институты и субъекты сталкиваются с невиданными футуристическими вызовами, изобретаются принципы нового порядка, углубляется контроль, повседневность автоматизируется и автономизируется. Как в новых обстоятельствах обнаруживает себя феномен войны — старый как человеческий мир? Произошла ли миграция зверств и ужасов войны в киберпространство, где насилие виртуализировано, а ущерб не всегда представляет собой опасность для жизни? Мир стал сложнее еще и потому, что в нем как бы сосуществуют разные по своей исторической глубине пласты, и война не стала здесь исключением» [с. 49].
Статья Тиллманнс Марии да Вензы «КАК ПАРРЕСИЯ В ФИЛОСОФСТВОВАНИИ С ДЕТЬМИ СПОСОБСТВУЕТ ОБНАРУЖЕНИЮ КРИТЕРИЕВ («ПРОБНЫХ КАМНЕЙ») РЕАЛЬНОСТИ» опубликована в переводе, который выполнил С. В. Борисов по изданию: Tillmanns Maria daVenza (2022) How Parrhesia in Doing Philosophy With Children: Develops Their Touchstones of Reality. International Journal of Philosophical Practice, vol. 8, no. 1, pp. 1-11. «Я утверждаю, — пишет Тиллманнс Мария да Венза, — что философствование с детьми, пока у детей еще есть эта тесная связь, позволяет не только ее поддерживать, но и посредством нее достигать самосознания и самопознания, тем самым развивая способность к самообладанию и независимому мышлению. Однако на мой взгляд в философствовании с детьми слишком много внимания уделяется только логосу для развития хорошего мышления и навыков рассуждения. Но само по себе это развитие не даст детям опыта нахождения своего собственного «basanos», который находится в пределах отношений bios-logos» [с. 60].
Статья Резвушкиной Софьи Александровны «МИФОЛОГИЧЕСКОЕ В ПАРАДИГМЕ ПОСТМОДЕРНА: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ЭТЮД», опубликованная в рубрике «История», дает обзор ключевых аспектов мифа, подвергающихся изучению в настоящее время. Автор констатирует: «обзор источников через призму парадигмального анализа также позволяет предположить дальнейшее развитие постмодернисткой современности. С высокой степенью вероятности тенденция вплетения мифа в цифровые практики (такие как кино, видеоигры, мемы и иные продукты интернет-индустрии) будет только усиливаться. Это позволит с большим комфортом фундировать человека в цифровом мире, снижая уровень фрустрации от разрыва между реальным и виртуальным. Исходя из этого, становится очевидной необходимость изучения проявлений мифа в виртуальной среде с позиций цифровой антропологии» [с. 76].
В рубрике «Научная жизнь» опубликовано два материала.
В статье «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ: ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (26—27 октября 2022 года, Челябинск, Российская Федерация)» Воропанов Виталий Александрович и Нечаева Светлана Владимировна представляют дайджест основных мероприятий конференции. «Целью конференции в 2022 г. стало обсуждение изменений в законодательстве, научно-методических подходов и лучших практик, показавших свою эффективность, направленных на повышение качества государственного управления в новых реалиях» [с. 84].
Гордеев Сергей Сергеевич в статье «ОБНОВЛЕНИЕ “АКЦЕНТОВ” УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОБЗОР ПО ИТОГАМ ЮБИЛЕЙНОГО XV МЕЖДУНАРОДНОГО ЯСНОПОЛЯНСКОГО ФОРУМА» систематизирует основные вопросы устойчивого развития, рассмотренные на Юбилейном XV Международном Яснополянском форуме «Устойчивое развитие — Рациональное природопользование — Технологии здоровья». «Во многом закономерно, что мировоззрение устойчивого развития по мере появления новых глобальных экологических и тесно связанных с ними социально-экономических проблем постепенно получает всё большую признание. ˂…˃ Однако столь же очевидно, что при решении текущих местных задач концептуальные основы устойчивого развития часто уходят на второй план. Пока в управленческой практике «эффект колеи» с решением устоявшихся местных задач по-прежнему часто превалирует над необходимостью погружаться в рассмотрение сложных и неоднозначных проблем глобального будущего. Здесь обозначается достаточно серьёзный мировоззренческий и социокультурный аспект устойчивого развития, который и попал в фокус внимания на форуме» [с. 89-90].
Завершает номер рубрика «Критика и рецензии», в которой представлена рецензия Борисова Сергея Валентиновича на книгу: Maria daVenza Tillmanns Why we Are in Need of Tales (Part III), Iguana Books, 2022, 60 pp. «Автору этой прекрасной книги, — пишет С.В. Борисов, — удалось описать, как именно можно принимать решения «с широко открытыми глазами» посредством остроумного диалога этих персонажей. Отмечу, что все книги этой серии написаны в диалоге, поэтому читатель сразу погружается в контекст оживленной беседы. Диалог не только обостряет внимание читателя, но и приглашает его быть активным участником. Таким образом, мы становимся и читателями, и слушателями одновременно. В этих простых по содержанию, но глубоких по смыслу рассказах автору удалось отразить главные экзистенциальные вопросы, которые рано или поздно возникают у каждого из нас. Эти вопросы затрагивают проблемы повседневной жизни, одиночества, аутентичности, целостности личности, жизни и смерти. Ведь все зависит от того, какие решения мы принимаем по этому поводу» [с. 96].
Полную версию статей номера можно прочитать на сайте журнала:
http://www.siv74.ru/images/downloads/arhiv-nomerov/2022/2022_4.pdf
Архив номеров:
http://siv74.ru/index.php/arkhiv-nomerov
Редакция журнала «Социум и власть»